Мое личное литературное открытие прошедшего 2024г. связано не с прочитанной книгой, а с курсом аудио-лекций о русской литературе первой половины XX века Игоря Николаевича Сухих, литературоведа и критика.
Ссылка на курс - https://vk.com/wall-52954587_11517
Данные лекции - великолепный пример яркого и неожиданного рассказа о книгах. В моем представлении именно так хотелось бы преподавания литературы в школе. Захотелось перечитать «Вишневый сад», который в школе у меня вызывал только скуку.
Интересные факты, широкий контекст вокруг книги и авторов, а также сюжетная линия повествования (а не просто нагромождение фактов) – заставляют слушать очень внимательно с боязнью пропустить что-то интересное.
При этом автор не сваливается в крестовый поход против «школьных учителей литературы» и не навязывает свою точку зрения. Он выглядит скорее как рассказчик, а не критик.
Впечатлили истории о «Петербурге» А.Белого и «Конармия» И.Бабеля.
Взорвали мозг рассказы о «Зависти» Ю.Олеши и «Мы» Е. Замятина. «Зависть» поразила жизненным контекстом вокруг книги и недостаточным современным вниманием к книге, а «Мы» - системным подходом Е. Замятина к созданию «идеального произведения» и образ писателя-труженика, а не писателя вдохновения и музы.
Удивляет также лекция о «Разгроме» А.Фадеева – тем, что о любой книге можно рассказать интересно и деликатно. В свое время мне сильно понравился «Разгром», несмотря на противоречия личности писателя и идеологические вопросы. Но другие литературные критики довольно броско и легко позволяют себе оскорблять это произведение в угоду своему эго, выставлять книге негативную оценку и навязывать свое мнение. Это больше похоже на пропаганду, а не литературный обзор, не говоря уже об оскорблениях. И в этом смысле Игорь Николаевич Сухих – образец литературной критики.
Во время прослушивания мне показалось, что такой курс не может быть просто циклом лекций и тут есть нечто большее. И действительно у И.Н. Сухих есть книга, на базе которой видимо и создавались эти лекции. Нашел, скачал, обязательно прочитаю.